Забавно получается: из профессионально-ориентированных танцевальных фильмов не вспомнили относительно недавний "Burn The Floor" и относительно старый "Танцевальный каприс". Спасибо, что хоть "Бал" вспомнили - фильм, действительно, потрясающий. Но он построен не на бальных танцах в современном их понимании,а на модных бытовых танцах, некоторые из которых теперь относятся к спортивным бальным.
И обсуждение как-то незаметно отключило здесь большое число фильмов, где бальные танцы играют существенную роль в развитии сюжета. Я не имею в виду фильмы "Начало" с Чуриковой или "Девчата" с Румянцевой, хотя танцевальный вечер там сюжетно необходим. Я имею в виду те танцевальные эпизоды, где чувствуется некоторая бально-танцевальная подготовка. Ну вот вспомните часто демонстрируемый фильм "Тутси", сцену в ресторане - Дороти Майклз (он же Майкл Дорси) пытается на ходу освоить самбу на фоне уверенно танцующего окружения. Или "День сурка" - сцена в танцзале начинается с двух свингов подряд. Свинг и степ танцуют и в "Серенаде Солнечной долины", почти ровесник которой отечественный фильм "Музыкальная история" даёт нам понять, чему учили желающих танцевать у нас в стране в то время - там венский вальс и не-знаю-что, напоминающее чарльстон и бальбоа (сцена первой репетиции главного героя в доме культуры). А уроки твиста в "Кавказской пленнице"? А финальный твист в "Рыцаре Камелота" с Вупи Голдберг? А демонстрация твиста как заграничной новинки в советском фильме "Женщины"? А первый бал Наташи Ростовой в "Войне и мире"? А важность владения бальными танцами в "Золушке" с Яниной Жеймо (там все танцы интересны - и на балу, и до него. Помните, как сёстры отрабатывали движения, и как потом Золушка у очага представляла себя на балу)? А чудесные степы в "Зимнем вечере в Гаграх"? А ещё акробатический вальс в "Карнавальной ночи" Рязанова? А комическое танго в "Джазе только девушки"?
А ведь ещё не упоминалась "Свадьба в Малиновке" - разучивание ту-степа ("Приготовьтесь, фрау-мадам"). Пародия и одно из ярчайших мест той оперетты (и фильма). Вообще, презентация новых танцев со сцены театра - это особый разговор (шимми в, если не ошибаюсь, "Баядере", матчиш в "Весёлой вдове" и т.д.) Ведь даже танго впервые пришло в Восточную Европу из Парижа через "Ярмарку невест" в исполнении Люцины Мессаль (благо действие происходит в Мексике). А нелёгкая судьба фокстрота на отечественной сцене? Григорий Ярон вспоминал, что
Цитата
в 1931 году в оперетте Н.Стрельникова "Чайхана в горах" было разрешено 32 такта фокстрота "для характеристики отрицательного действующего лица" (не анекдот - запротоколировано!).
(Г.Ярон. О любимом жанре. М., 1960, стр.172).
Ладно, пусть я такой старый-пронафталиненный, что помню то, что помнить, может, уже и неприлично. Но ведь дело в том, что бальные танцы - это не только подготовка к чемпионатам и номера на спинах партнёров. Это так же легко понять, как и то, что, когда ваши родители, обладая некоторым кулинарным опытом, пытаются вас порадовать какой-нибудь домашней "вкуснотой", то это не значит, что они действуют в целях участия в городском (всероссийском, блэкпульском, на Кубок Кремля и т.д., и т.п.) конкурсе поваров.
Вот, попытался взять тему шире рамок обсуждения киноописаний нелёгкой жизни профессиональных танцоров-бальников, а то, вижу, подзабылась формулировка темы в корневом посту. Да и заоффтопили её порядком...